Главная Расписание Фотоальбом Контакты Календарь дня Видео Архив газеты

Кому молиться
Вопросы-ответы
Слово пастыря
Праздники
Святыни
Уроки веры
Библиотека
Консультации
Архиереи
История иконы
Строительство
Здравоохранение
Педсовет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Православные праздники

Благовещение Пресвятой Богородицы

(7 апреля)

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы установлен в память явления Пресвятой Деве Марии благовестника тайн Божиих, Архангела Гавриила.

По обещанию, данному Богу святыми праведными Иоакимом и Анной — родителями Пресвятой Девы, — с трех до пятнадцати лет Она, посвященная на служение Богу, жила при Иерусалимском храме. Когда Ей пришло время оставить храм, то, по решению священников, Она была обручена Своему дальнему родственнику, благочестивому старцу Иосифу, и поселилась в его доме в городе Назарет.

Именно здесь за девять месяцев до Рождества Христова совершилось явление Пресвятой Деве Архангела Гавриила, который принес Ей радостную весть о грядущем чудесном, сверхъестественном рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира. Так благая весть (отсюда — Благовещение) о грядущем Рождестве Христовом была возвещена людям.

Вход Господень в Иерусалим

Совершается в воскресный день за неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим — главный город Святой Земли — перед Его Крестными страданиями.

Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию.

На следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, приветствуемый множеством людей, узнавших о чуде воскрешения Лазаря. Народ постилал на Его пути свои одежды и ветви деревьев, торжественно восклицая: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! » — так у евреев было принято встречать царей и победителей.

Однако это торжество является на самом деле предвестием страданий Спасителя: эти же люди, ныне торжественно встречающие Христа, всего лишь через несколько дней будут кричать римскому правителю Пилату: «Возьми, возьми, распни Его!» и произнесут страшное проклятие на свой народ: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 25).

По церковной традиции, в этот день в храмах верующие, как бы встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с веточками верб в руках (отсюда и другое название праздника — Вербное воскресенье). Вербы заменяют собой вайя — пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Накануне праздника, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы.

Пасха

Воскресение Христово — величайший христианский праздник, день торжества православной веры, знамение победы Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.

Праздничная пасхальная служба совершается во всех храмах в ночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена величайшей радости и ликования. В этот и последующий дни многократно звучат слова пасхального приветствия: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!», которыми мы исповедуем веру в Вокресение Господа.

Собственно пасхальное богослужение начинается около половины двенадцатого ночи с совершения перед плащаницей, располагающейся посреди храма, полунощницы с чтением особого канона. После совершения полунощницы плащаница заносится священнослужителями в алтарь и полагается на престол.

Торжественная пасхальная утреня начинается в полночь с совершения крестного хода вокруг храма. Духовенство с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, сопровождаемое молящимися с зажженными свечами в руках, под звон колоколов выходит из храма как бы навстречу грядущему Спасителю с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небе си, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается, в его притворе перед закрытыми дверями, как бы перед входом ко Гробу Господню. При торжественном пении: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» двери открываются; священнослужители и молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За пасхальной утреней следует Божественная литургия, в конце которой происходит освящение артоса. Артосом (по-гречески — «хлеб») мы называем особый круглый хлеб, на котором изображается Крест Господень или Воскресение Христово. На протяжении всей недели после Пасхи этот хлеб находится в храме перед алтарем, а в субботу после богослужения разрезается на части и раздается верующим. Обычай этот ведет свою историю со времени Воскресения Христова.

Вознесение Господне

Отмечается на сороковой день после праздника Святой Пасхи, поэтому всегда приходится на четверг.

По Своем Воскресении в течение сорока дней Господь Иисус Христос не раз являлся апостолам, научая их основам созидания Церкви и распространения истинной веры. В сороковой день, когда совершилось последнее такое явление, Господь, дав ученикам обещание о скором ниспослании миру Святого Духа — третьего Лица Святой Троицы — вывел учеников из Иерусалима на Елеонскую гору по дороге к Вифании и, благословляя их, стал возноситься на небо, «и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1, 9).

Вознесением завершилось земное служение вочеловечившегося Бога Сына. Победив смерть. Он совершил и большее — в Своем Лице вознес человеческую природу к Престолу Бога Отца, в горние обители, предуготовив этим естество человека к принятию Святого Духа.

День Святой Троицы

Этот праздник, совершаемый через семь недель после Святой Пасхи, посвящен воспоминанию сошествия Святого Духа на апостолов, бывшего на пятидесятый день по Воскресении Христовом (поэтому День Святой Троицы именуется также Пятидесятницей).

Ниспослание Святого Духа было обещано Господом Своим ученикам перед Его Вознесением. В ожидании этого апостолы вместе с Божией Матерью пребывали в Иерусалиме. Когда сошествие совершилось, все они получили дар языков — способность говорить на различных, не известных им ранее языках, проповедуя о великих делах Божиих. Тем самым Господь готовил их к проповеди веры, которую апостолы призваны были вести по всему миру.

Этот день именуется Троицей, потому что именно сошествие Святого Духа явило нам попечение всех Лиц Триединого Бога о мире: Бог Отец творит мир. Бог Сын искупает людей от порабощения диаволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры. Не случайно поэтому день Святой Троицы именуется также днем рождения христианской Церкви.

По традиции, в этот день храмы изнутри украшаются цветами и зеленью (обычно небольшими березками). После Божественной литургии сразу же совершается особое богослужебное последование — вечерня с чтением коленопреклоненных молитв.

Понедельник, следующий за Днем Святой Троицы, также является церковным праздником и именуется Днем Святого Духа. В этот день мы совершаем особое празднование в честь Святого Духа — третьего Лица Святой Троицы.

НазадДалее

 

 

     

   

 

 

 

© храм в честь иконы Божией Матери "Умиление", 2010.

umilenie.lg@mail.ru